Стропы цепные
Ключевой классификационный признак – количество цепей.
По этому параметру различают:
1. Стропы одноветвевые (маркируются 1СЦ).
2. Стропы двухветвевые (2СЦ).
3. Стропы трёхветвевые (3СЦ).
4. Стропы четырёхветвевые (4СЦ).
5. Стропы в виде единичной цепной ветви, которая может быть разомкнутой (ВЦ), и замкнутой, в виде кольца (УСЦ-К).
Цепные стропы более сложного исполнения получают комбинированием вышеперечисленных видов.
Классификацию цепных строп производят также по их грузоподъёмности, которая определяется классами прочности отдельных частей приспособления. Чем выше класс прочности, тем меньше удельная материалоёмкость цепных строп, и выше их долговечность.
На практике используются стропы следующих классов прочности:
3-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 100 кг;
5-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 300 кг;
8 класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 800 кг;
10 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 1200 кг;
12 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 3150 кг;
Нагрузки указаны из расчёта на одну цепь. При повышении температуры эксплуатации более, чем 200ºС допустимые нагрузки снижаются на 10…15%.
ГОСТ на немеханизированные исполнения цепных строп отсутствует, поэтому их изготовление производится согласно нормативным требованиям РД 11-07-2007. В стандартное обозначение данных приспособлений вводят такие их характеристики как класс прочности, условное наименование/тип, установленную для диапазона температур -40º…+200ºС грузоподъёмность и длину в мм. Например, обозначение 10-4СЦ-17,0-6500 соответствует грузовому канатному стропу 10 класса прочности, четырёхветвевому, с допустимой нагрузкой на каждую ветвь 17 т, длиной 6500 мм. В обозначение могут входить и дополнительные элементы, например, климатический класс.
Цепные стропы могут комплектоваться не только захватными крюками, но также концевыми ограничителями, что отмечается в паспорте на изделия.
Класс прочности данных изделий определяется маркой стали, из которой производятся цепные звенья. Для цепных строп 3 и 5 классов звенья изготавливаются из стали Ст.3 ГОСТ 380, что удобно для последующей сварки. В остальных случаях звенья производят из цементуемых конструкционных сталей типа Сталь 20 ГОСТ 1050. Для особо тяжёлых условий эксплуатации звенья и соединительные элементы выполняют из низколегированных строительных сталей типа 18Г2С или 20ГС по ГОСТ 19281.
Правильная строповка грузов цепными стропами
Обеспечивающая безопасность работ правильная строповка грузов цепными стропами приводится в различных нормативных документах (в том числе РД 11-07-2007). В общем случае к строповке предъявляются следующие требования:
- При возможности строповка проводится за выступающие части грузов;
- Строповку можно выполнять с применением испытанной арматуры и иных приспособлений;
- Допускается строповка «на удав», обвязка петлей с фиксацией крюком и по другим схемам;
- При необходимости на одном грузе можно использовать стропы разной длины и конфигурации;
- Не допускается такое положение цепи, при котором острые кромки груза упираются непосредственно в звенья – кромка должна располагаться между звеньями, что предотвращает их деформацию.
Вес цепных строп зависит от калибра цепи, длины, типа захватного органа и других элементов. Масса изделий лежит в следующих пределах:
- Один метр ветви – от 0,8 – 1,1 кг до 74 кг;
- Общий вес ветви – от 1,1 до 200 кг;
- Минимальная масса многоветвевых стропов – от 1,6 до 3,9 кг;
- Общий вес многоветвевых стропов – от 1,6 до 400 – 700 кг и более.
В процессе эксплуатации цепные стропы подвергаются износу, его интенсивность и размер необходимо отслеживать при плановых осмотрах. Критическим считается износ цепных строп, при котором диаметр звена (прутка, из которого оно изготовлено) уменьшается на 10% и более. Контроль износа осуществляется по меткам на маркировочной бирке.
Расчет цепных строп
При изготовлении съемных грузозахватных приспособлений и их подборе для выполнения тех или иных операций производится расчет цепных стропов на грузоподъемность и другие характеристики. Расчет выполняется по специальным формулам, учитывающим требуемую грузоподъемность, способ строповки (как и под какими углами расположены ветви), класс прочности цепи и некоторые другие данные.
При расчете цепных стропов добиваются, чтобы их запас прочности был не менее 4:1, и они безопасно работали при всех допустимых способах строповки во всех условиях.