Канат стальной нержавеющий
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Настоящий стандарт распространяется на стальные канаты, применяемые в системах управления самолетов и вертолетов.
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Канаты изготовляются двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х7(1+6)+1х7(1+6) - (черт.1) и типа ТК конструкции 6х19(1+6+12)+1х19(1+6+12) - (черт.2).
1.2. Основные параметры и размеры канатов должны соответствовать указанным в табл.1.
Примеры условного обозначения:
Канат условным диаметром 2,5 мм, из проволоки углеродистых сталей, оцинкованной по группе Ж, повышенного качества: Канат 2,5 Ж-П ГОСТ 2172-80
Канат условным диаметром 3,6 мм, из проволоки высоколегированных коррозионностойких сталей, нормального качества: Канат K 3,6 ГОСТ 2172-80
Таблица 1
Диаметр, мм |
Расчетное разрывное усилие каната |
|||||||||
Конструкция каната |
каната |
проволоки |
из углеродистых сталей |
|||||||
услов- ный |
мини- маль- |
мак- |
сер- |
пряди |
Рас- |
Рас- |
повы- |
норма- |
из высоколеги- рованных коррозион- ностойких сталей |
|
6х7(1+6)+ +1х7(1+6) |
1,60 |
1,60 |
1,80 |
0,20 |
0,18 |
1,29 |
13,2 |
2220 (227) |
2150 (219) |
1605 (164) |
|
1,80* |
1,75 |
1,90 |
0,22 |
0,20 |
1,58 |
16,0 |
2740 (280) |
2640 (269) |
1965 (201) |
|
2,20* |
2,15 |
2,35 |
0,26 |
0,24 |
2,27 |
23,7 |
3920 (400) |
3780 (386) |
2945 (301) |
|
2,40 |
2,40 |
2,70 |
0,29 |
0,27 |
2,87 |
29,4 |
4900 (500) |
4780 (488) |
3820 (390) |
|
2,50* |
2,50 |
2,70 |
0,30 |
0,28 |
3,08 |
31,4 |
5190 (530) |
5130 (524) |
4105 (419) |
6х19(1+6+ +12)+1х х19(1+6+12) |
3,20 |
3,20 |
3,50 |
0,24 |
0,22 |
5,19 |
54,0 |
9075 (926) |
8900 (908) |
6910 (705) |
3,60* |
3,50 |
3,95 |
0,26 |
0,24 |
6,16 |
64,1 |
10750 (1100) |
9660 (986) |
8200 (835) |
|
4,00 |
4,00 |
4,40 |
0,29 |
0,27 |
7,79 |
81,2 |
13700 (1400) |
12450 (1270) |
10350 (1055) |
|
4,50* |
4,45 |
4,90 |
0,32 |
0,30 |
9,59 |
97,8 |
16650 (1700) |
15000 (1530) |
12250 (1255) |
|
4,80 |
4,80 |
5,20 |
0,31 |
0,32 |
10,89 |
113,5 |
18950 (1935) |
18600 (1895) |
13950 (1425) |
|
5,00 |
5,00 |
5,60 |
0,36 |
0,34 |
12,28 |
129,3 |
20050 (2050) |
19250 (1960) |
15950 (1625) |
|
5,60 |
5,60 |
6,00 |
0,40 |
0,38 |
15,32 |
159,6 |
25450 (2600) |
24900 (2540) |
19900 (2030) |
|
6,00* |
5,95 |
6,60 |
0,42 |
0,40 |
16,96 |
175,5 |
27400 (2800) |
26590 (2710) |
20900 (2130) |
|
6,40 |
6,40 |
6,80 |
0,46 |
0,42 |
18,95 |
197,5 |
31350 (3200) |
31200 (3180) |
23350 (2380) |
|
7,50* |
7,50 |
8,10 |
0,53 |
0,50 |
26,58 |
277,0 |
41550 (4240) |
39550 (4040) |
32750 (3340) |
|
8,00 |
8,00 |
8,60 |
0,55 |
0,53 |
29,66 |
309,1 |
46300 (4725) |
44150 (4500) |
36550 (3730) |
|
9,50 |
9,50 |
10,20 |
0,65 |
0,63 |
41,84 |
436,0 |
65400 (6675) |
64100 (6540) |
51550 (5260) |
Примечание. Канаты диаметров, отмеченных звездочкой, в новых разработках применять не рекомендуется.
Канат нержавеющий ГОСТ 2172-80 был создан специально для авиационной промышленности. Ведь в данной отрасли основными критериями подбора материалов являются их высокая степень прочности и износостойкости и при этом, они должны надежно функционировать даже в самых экстремальных условиях. Любая даже незначительная недоработка конструкции, может привести к весьма печальным последствиям и даже к смерти пассажиров авиалайнера. Поэтому был создан ГОСТ 2172-80, устанавливающий основные требования, представляемые к канатам авиационным нержавеющим.
В соответствии с регламентом ГОСТ 2172-80 трос нержавеющий авиационный производится методом двойной свивки с линейным касанием проволок. В его основе находятся шесть прядей навитых на металлический сердечник. В качестве материала для изготовления проволоки, предназначенной для каната авиационного используется высоколегированные стали марок 12Х18Н9Т и12Х18Н10Т, отличающиеся антикоррозийными свойствами и значительными показателями прочности и износостойкости. Наиболее популярным является канат 12Х18Н10Т.
Государственный стандарт к авиационным тросам из нержавейки предъявляет следующие требования:
В канатных прядях должны отсутствовать заломы и оборванные единичные проволоки.
Каждый слой проволоки должен наноситься равномерно, без перекрещивания и загибов.
Все изделия должны проходить испытания установленные данным ГОСТом.
Продукция поставляется на реализацию партиями, прошедшими соответствующую сертификацию.
Канаты нержавеющие по ГОСТ 2172-80 изготавливаются диаметром от 1,60 миллиметров до 9,50 миллиметров.
В качестве преимущественных характеристик канатов авиационных можно выделить следующие показатели:
Не поддаются воздействию неблагоприятных условий эксплуатации (не покрываются ржавчиной при повышенной влажности и невосприимчивы к воздействию агрессивных сред).
Отличаются устойчивостью к резким перепадам температур.
Могут эксплуатироваться в условиях повышенной температуры, так как обладают повышенным показателем жаростойкости.
Длительный срок службы изделий обусловлен высокой прочностью и износостойкостью.
Сфера применения каната стального нержавеющего
В качестве основного направления использования троса (стального каната) нержавеющего выделяется авиационная промышленность, где он применяется в системах управления пассажирских и грузовых авиалайнеров, а также в военной авиационной технике. Кроме того, благодаря отличным прочностным характеристикам и долговечности данные изделия с успехом используются и в наземных транспортных средствах (автомобилях,спецтехнике, поездах и т. д.). Довольно распространено применение тросов нержавеющих в различного рода грузоподъемных устройствах и в качестве закрепляющего элемента при транспортировке изделий на автомобильном, железнодорожном, морском и авиационном транспорте.
Покупая канат стальной нержавеющий ГОСТ 2172-80, рекомендуем учитывать диаметр, намотку, свивку, разрывное усиление. У каната нержавейки этого ГОСТа есть несколько типов оцинковки, выбирайте тот, который подходит механизму, в котором вы планируете его использовать.